Куда писать заявление о потере трудовой книжки

Как грамотно оформить выдачу новой трудовой книжки и дубликата прежней книжки

Завершаем серию статей, посвященных оформлению неунифицированных кадровых документов в сложных ситуациях (см. статьи

«Оформляем кадровые документы при изменении личных данных работника»

и «Какие кадровые документы составляются при аннулировании договора»). Сегодня мы публикуем статью, которая поможет бухгалтеру составить кадровые документы при различных казусах с трудовой книжкой.

Е.П. Дубова 26 декабря 2011 года

Обратите внимание: такое заявление подает уже сотрудник, а не кандидат на должность.

Это значит, что сначала нужно заключить трудовой договор с этим лицом, несмотря на то, что книжки у него на руках нет.

Факт выполнения заявления работника будет подтверждаться его собственноручной подписью на титульном листе трудовой книжки. Поэтому брать с работника расписку о выдаче новой трудовой не нужно.

Как видно, ситуация с потерей решается достаточно просто. Сложности начинаются, если работник впоследствии находит свою книжку, хочет аннулировать новую книжку и получить запись о своей теперешней работе в прежней трудовой.

Очевидно, что заявление о выдаче дубликата должно быть письменным:

Е.Н.

Дубова 26 декабря 2011 года.

Выглядеть оно может, например, так:

Дургилиева О.П. 26 декабря 2011 года.

Обратите внимание, что в этом случае работник в силу прямого указания в пункте 48 Правил ведения и хранения трудовых книжек не обязан оплачивать стоимость бланка трудовой.

*Полное название документа – Правила ведения и хранения книжек, изготовления бланков трудовой и обеспечения ими работодателей.

Порядок восстановления трудовой книжки и оформление ее дубликата

книжка — обязательный документ для официального трудоустройства. Если это первая работа человека, то документ оформляет работодатель.

В нем содержатся личные данные человека и сведения о его деятельности.

Первый шаг — написание заявления о потере. Его следует подать в отдел кадров на последнем месте работы либо непосредственно директору.

Если человек успел заключить договор с новым работодателем, то заявление нужно подавать ему.

Чтобы восстановить трудовую книжку, необходимо подготовить следующие документы:

  • бланк новой книжки;
  • заверенную копию трудовой книжки (если имеется);
  • договоры с прошлых мест работы;
  • приказы о назначениях, переводах, увольнениях;
  • справку из Пенсионного фонда о трудовом стаже.

Оформление дубликата книжки существенно облегчается, если есть копия утерянного документа. Только она должна быть правильно заверена, в противном случае она будет считаться недействительной.

О том, что делать, если вы потеряли трудовую книжку смотрите в ролике

При необходимости самостоятельно восстанавливать трудовую можно обратиться в ПФР, Госархив либо суд.

Выбор инстанции зависит от конкретной ситуации.

Обращаться в ПФР стоит в случаях, когда нужно восстановить данные за последние годы работы.

В Пенсионном фонде могут содержаться неполные сведения о работнике, так как персонифицированный учет введен недавно.

Из Правил и Инструкции однозначно следует, что ксерокопия, пусть даже она заверена подписью должностного лица и печатью работодателя, не может являться основанием для заполнения дубликата, поскольку не обладает должной юридической силой.

Но польза от такой копии, безусловно, может быть: в процессе восстановления не будут пропущены прежние места работы и должности гражданина, и по отраженным в ксерокопии реквизитам приказов (распоряжений) их будет проще отыскать.

Теперь рассмотрим самый трудоемкий вариант — как восстановить утерянную книжку через суд. В таком случае будет установлен юридический факт деятельности.

Иногда при потере трудовой работодателем сотруднику достаточно пригрозить обращением в трудовую инспекцию. Организации стремятся избегать проверок, поэтому тоже заинтересованы в мирном урегулировании споров.

Трудовое законодательство предусматривает ответственность для работодателя при утере им трудовой книжки, если он:

Рассмотрим образец заполнения дубликата книжки 2019 г.